Статья 16217

Название статьи

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА КУРСА ФИЗИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Авторы

Масленникова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общенаучных дисциплин, Рузаевский институт машиностроения (филиал) Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 93), maslennikova-lv@mail.ru
Арюкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, преподаватель 1-й категории отделения среднего профессионального образования, Рузаевский институт машиностроения (филиал) Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 93), aryukowa@mail.ru
Родиошкина Юлия Григорьевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе, Рузаевский институт машиностроения (филиал) Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 93), jgrim@mail.ru

Индекс УДК

378

DOI

10.21685/2072-3024-2017-2-16

Аннотация

Актуальность и цели. Концепция модернизации инженерного образования с учетом запросов рынка труда ставит задачу повышения качества подготовки специалиста на основе внедрения компетентностного подхода к обучению во всех звеньях системы образования. Поэтому проблемой данного исследования является рассмотрение аспектов формирования профессиональных компетентностей у студентов технических вузов при изучении курса физики. Цель исследования – реформирование профессиональной подготовки в рамках компетентностного подхода и наполнение компетенций конкретным содержанием с учетом интеграции фундаментальности и профессиональной направленности в содержании, методах, формах и средствах обучения.
Материалы и методы. Одним из приоритетных направлений образовательной политики в настоящее время является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу. Различные аспекты компетентностного подхода к обучению рассмотрены в работах Э. Ф. Зеера, Дж. Равена, Г. К. Селевко, М. А. Холодной, А. В. Хуторского, В. С. Шишова, Б. Д. Эльконина и др. Л. В. Васяк, В. В. Городецкий, Н. А. Краевая, И. В. Овчинникова и другие исследовали проблему формирования профессиональной компетентности будущих инженеров.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что формирование профессиональной компетентности должно основываться на фундаментальной и профессиональной направленности обучения, интегрированных в каждом разделе изучаемой дисциплины, для последовательного развития необходимых инженерных знаний не на отвлеченных понятиях, а на примерах, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента, с учетом научно-технического прогресса.
Выводы. Концептуальный фундамент физики является связующим звеном между физикой и техникой (техносферой), что наиболее важно при формировании профессиональной компетентности у студентов технических вузов, так как глубокие фундаментальные знания по физическим основам современных технологий позволяют специалисту найти и применить наиболее эффективные в конкретных экономических условиях технологические процессы, а сформированная профессиональная компетентность, несомненно, будет служить студенту – будущему инженеру социальной защитой в обществе.

Ключевые слова

технический вуз, профессиональная задача, профессиональная направленность, специалист, инженер, профессиональные компетенции, физика, фундаментальность

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Хуторской, Л. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / Л. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – 12 декабря. – URL: www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Влияние, развитие и реализация / Дж. Равен. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с.
3. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Российская академия образования. Уральское отделение. – URL: http://academia@urorao.ru
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
5. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136–144.
6. Competence: Inquiries into its Meaning and Aeguisition in education sitting / ed. by Edmund C. Short. – Landham : University Press of America, 1984. – Vol. VI. – 185 p.
7. Velde, C. Crossing borders: an alternative conception of competence / C. Velde // Proceedings of the 27 Annual SCUTREA conference. – London, 1997. – P. 27–35.
8. Масленникова, Л. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов технических вузов / Л. В. Масленникова, С. Э. Майкова, О. А. Арюкова, Ю. Г. Родиошкина // Научные труды SWorld. – 2014. – Т. 13, № 3. – С. 13–19.

 

 

Дата создания: 29.09.2017 11:49
Дата обновления: 27.11.2017 22:11